Мир на пороге нового пузыря доткомов?

Со времени наступления последнего кризиса 2008 года прошло 10 лет. За это время рынок США пройдя через ад, рос практически не останавливаясь. Скептики такого роста были с самого начала, но рынок игнорировал их и продолжал расти. «Дно» S&P 500 было в начале 2009 года — его значение было менее 700 пунктов. На октябрь 2018 года индекс S&P 500 колеблется в районе 2800 пунктов, т.е. средний рост стоимости топ-500 компаний США составил более 4 раз.

Однако, есть сектор, который вырос куда сильнее. Это технологии. Индекс технологических компаний Nasdaq за аналогичный период вырос более чем в 5 раз. При этом, отдельные компании внутри индекса показали еще более внушительный рост. Например, акцию Amazon inc. можно было купить за 40-50 долларов на нижних уровнях, за 10 лет ее цена выросла до 2000 долларов, т.е. в 40-50 раз.

Facebook vs Газпром

Другой пример — Facebook. IPO этой компании проходило по 38 долларов за акцию в 2012 году. Летом 2018 года цена акции превысила $200, а капитализация всей компании превысила 500 миллиардов долларов. Для понимания — капитализация такой российской компании как Газпром составляла на тот момент примерно 50 миллиардов долларов.

Может быть Фейсбук просто лучше умеет зарабатывать деньги? И, вообще, не совсем корректно сравнивать высокие технологии  и «никому не нужную госкомпанию». Нет, это не так, давайте посмотрим на цифрах. Данные по компаниям США возьмем из популярного сервиса  finviz.com

Компания Капит-ция, млрд $ Прибыль, млрд $ P/E P/S Див. доходность
Facebook inc 457 21.34 22 9.43
Газпром ПАО 60 22 3 0.5 4.8%

Стоит отдать должное Facebook — ребята научились монетизировать свой трафик и с момента IPO постоянно увеличивали свои доходы. Тем не менее, показатель отношения цены к прибыли P/E — 22. Этот показатель говорит нам сколько лет компания должна работать, чтобы при текущем уровне прибыли заработать столько сколько вы за нее платите сейчас. Чем выше ожидания роста доходов, тем выше показатель P/E. Но не стоит забывать, что прибыль онлайн сервиса не может расти вечно и есть физические пределы. Кроме того, риски потери части дохода у онлайн сервисов гораздо выше, чем в традиционных отраслях.

Поэтому смущает достаточно высокий показатель отношения цены к выручке — P/S. Для понимания — компания продает услуг в 10 раз меньше чем стоит сама. Вы бы купили бизнес, который стоит 10 миллионов рублей, товаров продает на 1 миллион в год, а чистая прибыль — 400 тыс.?

Facebook и Amazon — два примера тюльпаномании.

Если с Facebook в моменте все довольно неплохо и цена акций кажется обоснованной, то возьмем другого гиганта, капитализация которого недавно достигала триллиона долларов — это Amazon. У онлайн ритейлера не все так однозначно:

Компания Капит-ция, млрд $ Прибыль, млрд $ P/E P/S Див. доходность
Facebook inc 457 21.34 22 9.43
Amazon.com 853 5.49 165 4.1

165 лет! Это примерно как с отмены крепостного права до текущих дней. Именно столько  по времени компания Amazon должна работать, чтобы заработать инвесторам то что они платят за нее сейчас. Конечно, компания может повысить маржинальность своих продаж, но может и понизить. Не так давно показатель P/E был более 300. И здесь такая же проблема как и у Facebook — стоимость компании в 4 раза выше объема ее бизнеса, т.е. продаж.

Когда закончится рыночное безумие и как высоко могут подняться цены сказать невозможно. Такая картина характерна для большинства акций технологических компаний. Вывод один — очень дорого. Рано или поздно наступит рыночная коррекция акций технологических компаний, которая может утянуть весь американский рынок как это было в 2001-2002 годах.

Что не нужно делать?

Не нужно шортить рынок,  т.е. лучше не стоит пытаться заработать на падении, поскольку рынок перед падением может еще значительно вырасти.

Не нужно покупать акции технологического сектора на долгий срок по текущим ценам. С высокой долей вероятности в обозримом будущем цены будут более привлекательные.

Не нужно бежать и распродавать все свои портфели акций. Проведите анализ, посмотрите что переоценено, а что нет и продумайте как вы будете сокращать свои позиции в случае разворота рынка, т.е. составьте план аварийного выхода.